Делаем своими руками зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из БП компьютера и ноутбука
24.10.2019 13 620 Диагностика
Автор:Виктор
Аккумуляторная батарея — устройство, которое в ходе эксплуатации изнашивается и разряжается. Для заряда АКБ используется специальный прибор, который можно купить или сделать своими руками. О том, как соорудить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора из БП компьютера и ноутбука, мы расскажем ниже.
[ Скрыть]
Зарядка аккумулятора напрямую
Аккумуляторная батарея ноутбука имеет 7 или 9 контактов, в зависимости от модели. С помощью каждого из них операционная система проводит контроль процесса зарядки. На первый взгляд, зарядить ноутбук или нетбук без зарядного устройства таким способом сложно.
Каждая аккумуляторная батарея (АКБ) лэптопа состоит из нескольких литий-ионных аккумуляторов, соединенных параллельно и последовательно. Батарея имеет встроенный контроллер питания, благодаря которому не происходит перезаряда, ведь если ее перезарядить – высока вероятность возгорания.
Для зарядки аккумулятора понадобится:
- провод из меди, сечением до 2 мм;
- резистор, желательно подстроечный, для контроля подаваемого питания;
- паяльник, олово и флюс;
- мультиметр.
Чтобы зарядить батарею без ноутбука, если сломалось зарядное устройство или по другой причине, сначала следует определить, какие контакты отвечают за положительную и отрицательную полярность. Чаще всего, это крайние левые и правые, а контакты посередине созданы для контроля.
Обязательно установить полярность. Если на мультиметре измеряемое значение отображено со знаком “-”, значит нужно поменять щупы местами.
Следует также определить полярности зарядного устройства ноутбука и сделать пометку.
Схематически, устройство выглядит следующим образом.
Перейдем к процедуре создания ЗУ:
- Взять первый медный провод и подстроечный резистор, спаять.
Важно! Если нет желания сжечь батарею, нужно выставить максимальное значение сопротивления, затем, понемногу регулировать силу тока.
- Подключить проводник с резистором к контакту АКБ с положительной полярностью, а другой проводник – к контакту с отрицательной. Здесь ничего не нужно паять.
- Другие концы проводников подключить к нужным полярностям ЗУ, закрепить изоляционной лентой.
Что такое Atk Package
Нужно понимать, что при увеличении накопленного в аккумуляторах заряда, повышается и напряжение. На маркировке указано номинальное значение напряжения. В процессе не стоит превышать значения, указанные ниже:
Номинальное напряжение | Максимальное напряжение |
7,4В | 8,2-8,4В |
10,8В | 12,3-12,6В |
14,8В | 16,4-16,8В |
Питание ноутбука от бортовой сети автомобиля — самодельный преобразователь
У многих есть машина, а ноутбук есть почти у каждого. Бывают ситуации, когда нужно запитать или зарядить его аккумулятор в авто, но тут возникает вопрос КАК?
Питание ноутбука от авто невозможно, едь напряжение бортовой сети всего 13,5 вольт (в среднем). Именно для решения этой проблемы и пригодится сделанный своими руками преобразователь напряжения. Схема этой не сложной самоделки представлена ниже.
Дорогие читатели ознакомьтесь со всеми мастер классами раздела Источники питания
Запас по току этой схемы 8 ампер, при напряжении в 19 вольт. В то время, когда любой современный ноут потребляет не больше 4 ампер, запас имеется приличный.
Давайте рассмотрим примененные детали и принцип, по которому работает данный преобразователь. Его сердцем является микросхема UC3843 (генератор с широтно-импульсной модуляцией и компаратором для стабилизации напряжения на выходе) в типовом включении. Мускулами являются дроссель L1 и сборка полевых транзисторов VT1 (IRF7341), в моем случае применен Р1203, выпаянный из материнской платы какого-то ноутбука. Малые габариты устройства достигаются применением деталей для поверхностного монтажа и высокой частоте преобразования (150 кГц соответственно элементам R2 C2). Накачка повышенного напряжения происходит на дросселе L1 и диоде Шоттки VD1 выпрямителя. Дроссель наматывается на стандартном желто-белом кольце от компьютерного блока питания. Количество витков 20 – 25, проводом 1,5 мм (удобнее мотать сложенным втрое проводом 0,6). Диод VD 1 применен из того же блока, что и кольцо. И имеет маркировку F2020CT. Выходное напряжение, при желании, можно получит и другое, для этого нужно подобрать резистор R9. Немного о возможных заменах и конструктивных особенностях.
Как я уже говорила вместо матрицы IRF7341, применен полевой транзистор Р1203, но можно использовать и что-нибудь попроще, типа IRFZ48N, IRFZ44N, IRFZ34N, из отечественных транзисторов подойдут КП727Б, КП723, КП746, любые из серии КП812, или другой мощный N-канальный полевик.
Конструктивно этот самодельный преобразователь выполнен на монтажной плате, 5 на 4 сантиметра. Конечно же, можно было и печатную плату протравить, но времени было мало поэтому так.
Смотрите новые статьи о самоделках: Самодельный лабораторный источник питания 0-16 вольт а так же Самодельный импульсный сетевой источник питания
- Об авторе
- Новые самоделки автора
Korshun-x
Новые самоделки автора Korshun-x (Смотреть все)
- Квиллинг снеговик — украшение на елку своими руками — 13 декабря 2015
- Самодельный чемоданчик для кофейной пары в авто — 4 марта 2014
- Открытка к 8 марта в технике квиллинг своими руками — 20 февраля 2014
Прямое подключение зарядки к ноутбуку
Суть такого способа зарядки ноутбука без зарядного устройства практически идентична предыдущему. Нужно определить полярность зарядного устройства, затем определить полярность разъема. Как правило, центр – это “+”, край – это “-”. Стоит использовать блок питания, напряжение тока в котором не сильно отличается от нужного ноутбуку.
Следует взять два проводника, подключить их к контактам на ЗУ, другие концы подключить в гнездо лэптопа в соответствии с полярностью, и закрепить каким-либо образом. Желательно заизолировать конструкцию.
Зарядка без ноутбука
Такой целью могут задаться как раз те, кто желает заряжать большое количество АКБ, не подключая их к ноутбуку. Раньше это было ещё возможно сделать, приобретя специальное оборудование: продавались специальные ЗУ, которые заряжали аккумулятор. Теперь таких устройств нет. Поэтому действовать придётся, используя инженерную мысль.
Что потребуется
Помимо смекалки и базовых знаний в разделе «Электричество» из учебника по физике за девятый класс, вам понадобятся инструмент и материалы.
- Мультиметр.
- Резистор.
- Небольшие по размеру одножильные медные проводки.
- Изолента.
- Кусачки.
- Возможно, иголки и паяльник.
- Адаптер питания.
Без зарядки от ноутбука всё-таки не обойтись. Поскольку именно она и представляет собой адаптер питания. Однако подойдёт любое ЗУ для лэптопа, а не только родное. Резистор — устройство для регулировки сопротивления, которое можно приобрести в любом магазине электрики. К нему, возможно, понадобится припаять проводки. Но можно попробовать соединить их и другим способом.
Подключаем аккумулятор
Дальше идёт самое сложное. Ведь дело в том, что на АКБ не два контакта, а сразу несколько 6–7. Такое количество обусловлено тем, что современные литий-ионные элементы питания собраны из нескольких батарей. Если заряжаться они будут неравномерно, то это вызовет возгорание или другие серьёзные дефекты. Как раз для этого созданы дополнительные контакты: они отвечают за безопасность эксплуатации АКБ.
При подключении важно соблюдать полярность
Нам же нужны только отрицательный и положительный полюса. Как показывает практика, они расположены следующим образом: два с одного края и два с другого. Определить, какой заряд они имеют, можно при помощи мультиметра. При положительном значение на приборе выведется со знаком «+», при отрицательном — со знаком «–». Щупы тестера могут быть слишком толстыми, поэтому для удобства можно примотать к ним изолентой металлические иголки.
Провода необходимо соединить с адаптером питания и с самим АКБ. Причём в эту схему также должен быть включён резистор. Адаптер мы подключаем прямо через разъём, который вставляется в гнездо на ноутбуке. Плюсовой провод крепим внутрь, а минусовой снаружи. Важно проследить за тем, чтобы провода не пересекались. Иначе вашу цепь замкнёт.
Резистор мы подключаем к кабелю со знаком «+». Провода для этого желательно припаять к устройству. Выставленное сопротивление должно составлять 30–60 Ом. Для начала можно ради безопасности сделать повыше, а затем убавить. На самом деле резистор здесь служит только в качестве страховки. Обойтись можно и без него, но, если вы не желаете, чтобы при скачке напряжения выгорела АКБ, лучше установите его.
Полностью соединив все элементы цепи, подключаем адаптер к розетке. На протяжении всей зарядки необходимо следить за состоянием батареи. В случае если она перегревается, лучше прекратить этот «эксперимент».
Зарядка через USB
Функция зарядки ноутбука через USB доступна не на всех устройствах. В спецификациях ноутбука, в разделе “Внешний вид корпуса”, должны быть описаны USB-входы, их количество и тип. Зарядку по USB поддерживают только разъемы USB 3.1 Type-C. В этом случае следует:
- Приобрести блок питания, к которому можно подключить провод с USB-интерфейсом.
- Приобрести подходящий USB-кабель, соединить каждым из концов кабеля USB-вход на ПК и блок питания.
- Подключить зарядное устройство к сети 220 вольт и дождаться окончания зарядки.
Реально ли зарядить аккумулятор ноутбука без ЗУ
Если возникла необходимость в восстановлении ёмкости батареи без зарядного устройства, то следует знать о том, что любое непрофессиональное вмешательство в какой-либо узел электроники автоматически приведёт к прекращению гарантийных обязательств со стороны производителя.
Даже в том случае, если целостность пломб, этикеток и упаковки будут сохранены, высококвалифицированные специалисты смогут определить причину выхода ноутбука из строя.
Если устройство уже не находится на гарантии либо исследовательский зуд настолько велик, что даже наличие риска лишиться исправного прибора не может остановить, то можно воспользоваться рекомендациями изложенными в этой статье.
Главное правило при проведении подобных манипуляций с технически сложными бытовыми приборами – это наличие средних знаний в области электронике и электротехнике. Владение паяльником и необходимыми, при выполнении подобной работы, инструментами также является обязательным.
Все вышеперечисленные рекомендации не имеют значения, если зарядное устройство вышло из строя во время командировки или путешествий. Более того, при выезде за пределы Российской Федерации многие туристы также не смогут зарядить лэптоп даже при наличии адаптера.
Чисто технически зарядить ноутбук без ЗУ реально, но на практике это крайне сложно реализуемо. Если Вам это надо так как, например, забыли зарядник дома и нужно подручными средствами восстановить емкость, то у Вас это точно не получится.
Ведь Вам потребуется через что-то воткнуться от розетки в разъем устройства и преобразовать напряжение из 220 вольт в ~19,5 вольт с силой тока ~3 ампера. (Точнее можно узнать посмотрев значения на своей батареи)
Далее будут описаны методы с помощью которых можно зарядить ноутбук без зарядного устройства и Вы сами поймете на сколько это сложно.
Использование PowerBank
Использовать PowerBank для зарядки ноутбука следует таким образом:
- Приобрести провод со специальным переходником для ноутбуков, подключить его к разъему на PowerBank.
- Приобрести переходник для используемого устройства, подключить провод от PowerBank к переходнику и зарядить устройство.
Благодаря такому способу, при использовании нескольких накопителей заряда (ПоверБанк), можно увеличить продолжительность работы до нескольких часов.
Можно использовать кабель Type-C, если на ноутбуке имеется такой интерфейс.
Включение и отключение клавиатуры на ноутбуке
Заряжаем ноутбук без зарядного устройства
Если зарядное устройство от ноутбука вышло из строя, то можно попытаться зарядить аккумулятор с помощью трансформатора. Выполнить эту операцию можно не вынимая батареи из корпуса лэптопа. Главное, на выходе зарядного устройств получить постоянный ток, который будет по напряжению и силе соответствовать необходимым параметрам.
В качестве соединительного кабеля можно использовать провод со штекером от неисправного ЗУ. Провод следует обрезать в непосредственной близости от преобразователя. Определить положительный проводник можно по цветовой маркировке.
Как правило, плюсовая жила окрашивается в красный цвет, но чтобы исключить ошибку следует воспользоваться цифровым или стрелочным тестером. С помощью такого прибора можно легко определить минусовый проводник.
Для этого необходимо перевести устройство в режим измерения сопротивления 2 000 Ом. Затем следует вынуть батарею ноутбука и дотронуться одним щупом до минусового контакта посадочного места аккумулятора, расположенного в корпусе. Второй щуп следует попеременно соединить с жилами кабеля. Сопротивление минусового проводника, при этом, максимально будет приближено к нулевому значению.
На следующем этапе самостоятельных поисков альтернативных способов зарядки необходимо найти или изготовить самостоятельно источник электрического тока. Практически любой трансформатор от старой бытовой техники может быть использован для зарядки ноутбука. Для изготовления ЗУ на основе такого элемента следует выполнить следующие действия:
- Извлечь трансформатор из прибора.
- Включить его в сеть, припаяв к его входу электрический кабель с вилкой.
- Соблюдая осторожность с помощью мультиметра найти на выводах трансформатора напряжение равное 14 В.
- Сделать простой выпрямитель из 4 диодов и конденсатора, который затем подключить к выводам трансформатора.
- Припаять к выпрямителю, соблюдая полярность, ранее отделённый от неисправного ЗУ кабель.
- Включить трансформатор в сеть, а выходной разъём в гнездо ноутбука.
Используем автомобильный инвертор
Автоинвертор – некий аналог PowerBank, но с большей емкостью, поскольку постоянно заряжается от аккумулятора и генератора автомобиля:
- Первым делом, подключить инвертор к питанию автомобиля по инструкции идущей в комплекте.
- Подключить USB-кабель, либо переходник на USB к инвертору.
- Разновидность кабеля и порта, как в случае с PowerBank, прямым образом влияет на скорость и качество зарядки.
Вместо инвертора можно раздобыть зарядное устройство, предназначенное для используемого ноутбука.
Заряжаем элементы питания из разобранного аккумулятора
Аккумулятор ноутбука состоит из нескольких литиевых батареек типа 18650, поэтому достаточно разобрать такое изделие и зарядить по отдельности каждый отдельный элемент питания, чтобы полностью восстановить работу ноутбука.
Большая часть батарей не предназначены для разборки, поэтому потребуется аккуратно провести лезвием канцелярского ножа по шву корпуса такой детали, а затем, используя тонкие, желательно, неметаллические предметы вскрыть корпус.
Далее потребуется отпаять все провода, идущие от контролёра к элементам питания, после чего аккуратно извлечь аккумуляторы из корпуса. Для восстановления заряда следует использовать специальные ЗУ для батарей типа 18650.
После того как каждый элемент будет заряжен производится сборка аккумулятора. Все действия выполняются в обратном порядке. Для соединения двух половинок корпуса батареи можно использовать клей, скотч или изоленту.
Применение электрогенераторов
Под электрогенератором также понимают PowerBank, который заряжается не только от сети, но и, например, от солнечной энергии. Следует приобретать электрогенератор, уточнив мощность у продавца. Важно выбрать устройство с высокой мощностью, чтобы ускорить процесс зарядки аккумулятора.
Как правило, вместе с таким гаджетом поставляется и комплект переходников для использования с ноутбуком, смартфоном, подзарядкой батареи от прикуривателя автомобиля. Благодаря этим переходникам можно использовать устройство сразу и практически везде.
Как правильно зарядить АКБ самодельной зарядкой?
Чтобы не допустить быстрого выхода из строя АКБ, надо учитывать определенные нюансы по правильной подзарядке.
- Сначала отключите клеммы батареи от зажимов. Открутите болты, которые крепят фиксирующую планку аккумулятора.
- Демонтируйте устройство из посадочного места, отнесите домой или в гараж.
- Прочистите корпус от загрязнений. Обратите внимание на сами клеммы. Если на них есть окисления, их следует очистить. Используйте зубную или строительную щетку, подойдет наждачная бумага мелкой зернистости. Главное — не счистить рабочий налет.
- Если аккумулятор обслуживаемый, откройте все его банки и проверьте в них уровень электролита. Рабочий раствор должен покрывать все секции. Если это не так, то заряд батареи может привести к быстрому испарению кипящей жидкости, что отразится на функциональности батареи и ее исправности в целом. При необходимости добавьте в банки дистиллированную воду. Визуально осмотрите корпус батареи на предмет дефектов, иногда утечка жидкости связана с наличием трещин. Если повреждения серьезные, то АКБ подлежит замене.
- Подключите зажимы самодельного ЗУ к клеммам АКБ, соблюдая полярность. После этого девайс можно подключать к бытовой сети. Пробки на банках при этом откручивать не надо.
- Когда процедура заряда будет завершена, проверьте уровень электролита и если все нормально, то закрутите банки. Установите батарею в автомобиль и убедитесь, что она в рабочем состоянии.
Порт ThunderBolt
Этот порт представляет собой обычный разъем USB-Type C, но с его помощью, скорость зарядки возрастает в несколько раз. ThunderBolt является аналогом QuickCharge, который был разработан для платформы Android OS.
Поддержка ThunderBolt есть в ноутбуках фирмы Apple и Lenovo. В обоих случаях нужно подключить кабель Type-C в соответствующий разъем на блоке питания, затем на персональном компьютере и продолжить зарядку устройства.
Блок питания и кабель поставляется в комплекте с ноутбуками MacBook, в случае с Lenovo такое бывает не всегда, однако в спецификации разъемы ThunderBolt обязательно указываются.
Автомобильный прикуриватель
К такому способу прибегают те люди, которым нужно работать с ноутбуком в машине и очевидно, что розетки в ней не предусмотрено. Есть два варианта – заряжать ноутбук с использованием родной зарядки или без нее.
Если у пользователя его собственное зарядное устройство в порядке, то ему потребуется приобрести автомобильный инвертор. Это устройство, которое питается от прикуривателя и преобразует 12 Вт в 220 Вт, то есть остается лишь вставить в него свою зарядку. При этом инвертор позволит пользоваться не только ноутбуком, но и другими устройствами, которые работают от простой розетки (дорожный утюг, чайник).
Если зарядка сломалась, то можно купить автомобильную зарядку, которая имеет встроенный инвертор. В таком случае подключение выполняется просто – соответствующий штекер вставляется в ноутбук, а вторая сторона подключается к гнезду прикуривателя. Покупка такого зарядного устройства может стать выгодным делом, так как в продаже есть универсальные варианты – с возможностью питания от розетки или прикуривателя. То есть, одним приобретением пользователь решит сразу две свои проблемы.
Эффективность зарядки ноутбука при помощи Power Bank
Рассматривая эффективность зарядки лэптопа от портативного аккумулятора, можно с уверенностью сказать, что данный метод весьма хорош. Он упрощает использование ноутбука без доступа к сети электроэнергии.
Только представьте, насколько приятно использовать ноутбук на работе или во время переезда в другой город без блока питания. Батарея вашего ноутбука плюс емкость портативного аккумулятора — это очень удобно. Такой подход предоставит вам в процессе использования портативного ПК около 5-8 часов эксплуатации устройства без подключения к источнику электроэнергии.
Для начала
Все делаете на свой страх и риск
Все способы ниже вы пробуете на свой страх и риск. Зарядка без родного адаптера может привести к тому, что у ноутбука сгорят контроллеры питания, произойдут сбои в материнской плате, а от высокого напряжения могут загореться или расплавиться провода.
Без элементарных знаний лучше не соваться
Варианты зарядки, которые мы привели, требуют минимальных знаний и опыта работы с электричеством. Но если у вас мало опыта, лучше остановиться и попросить помочь знающих людей.
Не используйте адаптер большей мощности
Риск сломать ноут резко увеличится, если вы подключитесь к блоку питания большей мощности, чем «родной» адаптер. Обычно напряжение должно быть не больше 19 вольт, сила тока — не выше 3 ампер.
Как правильно выбрать зарядное устройство
Автомобильная зарядка-адаптер работает так же, как и обычное ЗУ для ноутбука – преобразовывает ток, полученный от сети, в энергию, необходимую гаджету. Разница лишь в том, к чему подключают такое оборудование. Основные параметры, на которые нужно обращать внимание при выборе:
- Характеристики переносного компьютера. Необходимо, чтобы автоадаптер им соответствовал – не перегружал блок питания, но пропускал достаточное количество заряда.
- Тип разъема выходов ноутбука. Такие порты, как USB, во всех девайсах стандартные, но гнезда зарядки у разных производителей могут отличаться. Ваша задача – подобрать совместимый с разъемом штекер.
- Крепление провода. Ищите модели с дополнительной защитой области соединения штекера с остальной частью оборудования.
- Длина провода и габариты аксессуара. Особенно актуально, если планируется заряжать ноутбук от прикуривателя. Лучше, если комплект будет компактным, а длина провода регулируемой, но это вопрос удобства и на работоспособность никак не влияет.
- Цена. Недорого можно приобрести в интернет-магазине с доставкой. Тем не менее, в обычном магазине можно обратиться за консультацией к продавцу и провести тестирование с использованием дилерского сканера. В Интернете же нет гарантии, что сразу после покупки девайс будет нормально работать и его не придется нести в сервисный центр.
Зарядное, автоматическое, универсальное устройство из блока питания ноутбука
Накрылось зарядное устройство для кислотных АКБ, покупать новый накладно выходит. Решил сделать из того, что есть, а имеется 120 Ваттный универсальный блок питания с выставлением напряжения.
Но поразмыслив решил, что для зарядки АКБ 10 Амперный БП слишком многовато. Значит нужно что то менее мощное. У меня имеется Лабораторный блок питания https://usamodelkina.ru/10106-blok-pitaniya-ips-1-vtoraya-zhizn.html
Его сердце это блок питания от ноутбука 5 амперный. Вот их и поменяем местами, тем самым увеличив мощность лабораторного блока питания. Приступим к работе.
Вместо 5 амперного блока питания от ноутбука подключаем 10 амперный универсальный блок питания.
За одним вывожу регулировку тока с платы наружу, вместо точной регулировки напряжения.
После всех манипуляций получаем полноценный лабораторный блок питания 120 Ватт, 10 Ампер с регулировкой тока и напряжения от 0 до 24 В. Теперь переходим не посредственно к зарядному автоматическому устройству для кислотного АКБ. Автоматику для зарядного устройства собрал по схеме ниже. Все компоненты не дорогие и доступные.
То есть по факту это релюшка, программируемая срабатывать при определенном напряжении. Я выставил срабатывание отключения зарядного устройства при 15В. То есть когда АКБ зарядится до 15 вольт, зарядное устройство отключится, тем самым не нужно постоянно контролировать процесс зарядки.
Когда АКБ заряжается светится красный светодиод
А когда АКБ зарядился ЗУ отключается и светится зеленый светодиод, сигнализируя об окончании зарядки.
Регулировка порога срабатывания производится резистором R2. Каждый пользователь знает где сидит фазан и поэтому порог срабатывания устанавливает свой. Мой фазан 15В.
Так как зарядным устройством для зарядки автомобильного АКБ пользуешься редко и ЗУ будет простаивать, и что бы не заржавел, я решил дополнить ЗУ зарядкой для LI-ION АКБ типа 18680 по схеме ниже
Минимум деталей, все доступно.
Схема очень проста и надежна описывать не буду, кому интересно смотрите сами https://usamodelkina.ru/8964-zaryadnoe-ustroystvo-dlya-litiy-ionnogo-akkumulyatora.html Единственное, что добавлю, это то, что собрал его на КТ805 и на радиаторе, все таки 5 амперный сдерживать до 300мА и 4 вольт то еще чудо… Контейнер для АКБ типа 16860 сделал из 20 кубового шприца
При зарядке АКБ 18680 горит красный светодиод, когда он погас, значит зарядился.
Переключение режимов зарядки сделал с помощью тумблера
Осталось соединить крокодильчики к выходным проводам и Зарядное, автоматическое, универсальное устройство готово к эксплуатации. Удачи!
Доставка новых самоделок на почту Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.
Как сохранить батарею
Несколько лет назад при покупке любой техники с аккумулятором продавцы в магазинах советовали несколько раз полностью зарядить и разрядить устройство, чтобы «настроить» батарейку на правильную работу. Этот способ ушел в интернет и по сей день является незыблемой рекомендацией от «специалистов». Правда состоит в том, что логика в этих действиях была только для никель-кадмиевых батарей, которые имеют эффект памяти.
То есть, полноценно зарядив и разрядив АКБ пользователю указывал – вот нижний и верхний порог. Если покупатель этих действий не предпринимал, то аккумулятор «привыкал», что 30% — это нижний порог (именно в это время покупатель ставил смартфон/ноутбук на зарядку), а 93% — верхний (пользователю надоедало ждать, а оставшиеся 7% — это не критично). Таким образом, потребитель самостоятельно уменьшал емкость своего аккумулятора на 37%.
В современных лэптопах, телефонах и прочих гаджетах используются литий-ионные батареи, у которых никакого эффекта памяти нет, а значит, нет рекомендаций, как правильно зарядить новый аккумулятор для ноутбука. Единственное, что нужно знать о том, как продлить срок службы – это правила эксплуатации.
- Устройство с батареей не должно подвергаться сильному внешнему нагреву. То есть, держать ноутбук рядом с батареей или на солнце — не самое мудрое решение. При работе в жаркое время года стоит озаботиться покупкой охлаждающей подставки.
- Аналогичная ситуация с низкой температурой. Не рекомендуется работать на ноутбуке при отрицательных температурах и даже, войдя в помещение с холодной улицы, следует дать устройству не менее часа на нагрев.
- Не стоит подвергать батарею постоянной зарядке. Если пользователь все время работает около розетки, и ноутбук к ней подключен, то батарейку лучше снять. При этом ее периодически нужно использовать, иначе она испортится.
- Нельзя на долгий срок оставлять батарею без заряда.
- Оптимальный уровень заряда – от 30 до 90% процентов. Эти параметры не критичные, можно поставить устройство на зарядку или снять с нее раньше, то есть в промежутке 30-90%, но не стоит пересекать эти границы. При работе нет никакой сложности в том, чтобы посматривать на уровень батарейки и в нужный момент отключать устройство от сети и заново подключать.
- Пару раз в год рекомендуется делать калибровку батареи.
- При автономном питании следует воздержаться от пользования ресурсоемкими программами. Очевидно, что не следует максимально нагружать девайс, когда он работает от АКБ – яркость можно поставить среднюю, а схему питания выбрать экономичную или сбалансированную.
- Если пользователь в поездке работает на гаджете и при этом не пользуется беспроводными сетями, то стоит активировать авиа режим. Батарея в таком случае протянет дольше, так как не будет постоянно пытаться найти доступный вай фай.
Простые рекомендации, предложенные выше, позволяют поддерживать работоспособность АКБ и добиться того, что она прослужит дольше, чем 2 года, заявленные в качестве срока службы любых современных батарей.
DC-DC 10-32V или зарядка ноутбука своими руками
В путешествие по Кавказу мы как и все туристы взяли с собой кучу электроники: 2 телефона, зеркальный фотоаппарат, мыльница, 2 жпса (автомобильный и туристический), зарядки для аккумуляторов фонарей, переносная радиостанция и ноутбук. Согласен — тут много лишнего, но ведь опыт — сын ошибок трудных Самая большая проблема всего этого барахла — его нужно заряжать. Почти все современные устройства питаются либо от 5 Вольт, либо от 12, и благо в автомобиле есть оба напряжения. Но есть и относительно проблемные устройства: ноутбук и зеркалка, на которые нужно 220В для родной зарядки, или контроллер заряда 2S лития от 12 Вольт.Редко какой ноутбук сейчас работает от 12 вольт — это древние нетбуки требовали такого напряжения. Современные же почти все весьма прожорливые, хотят питаться от 18-20 Вольт и съедают, как правило, до 3 Ампер. Вот у меня как раз такой помощник штурмана и лежит — Itronix IX-250. Это воистину не убиваемый кирпич, который можно использовать как табуретку, подставку под домкрат, сендтрак, доску для нарезки овощей и после этого открыть в нем карту и ехать дальше.
Собственно, этому товарищу нужны те самые 19В @ 3А которых штатно в машине не найти. Многие делают просто — покупают инвертор, который втыкают в прикуриватель, в инвертор обычную сетевую зарядку метра три длинной, и туда уже ноутбук. Получается следующее преобразование: =12В — ~220В — =19В.
Данная конструкция имеет единственный плюс — через инвертор можно заряжать не только ноутбук, но и другие штуки, типа той же зеркалки.
Однако, минусов намного больше:
ооочень длинная борода конструкция, которая в длительной поездке, а тем более на соревнованиях будет постоянно мешаться под ногами. кпд этой цепочки стремится к нулю на каждом преобразователе (инвертер+бп ноутбука) будет теряться до 10-30% энергии просто на нагрев воздуха. покупать инвертор с модифицированным синусом мне не позволяют внутренние предубеждения и техническое образование, а хороший — с чистым синусом стоит приличных денег, и покупать его только для ноута сильно накладно. качество недорогих инверторов оставляет желать лучшего, и это опасно для ноутбука.
Рассмотрев возможные варианты подключений я остановился на повышающем DC-DC преобразователе. То есть, будем поднимать напрямую постоянные 12(14)В бортовой сети в постоянные 19В. Такой преобразователь можно купить готовый, но те что были представлены в локальных магазинах совсем не внушали доверия: не вентилируемый пластиковый корпус, тонюсенькие провода, хлипкий пластик… Да что там говорить — у меня на работе такой, раскаляется аки чайник и начинает вонять.
Я решил попробовать заколхозить подобную штуку сам. Не буду лукавить — я не рассчитывал, и не разводил плату а воспользовался уже готовой:
150W Boost Converter DC to DC 10-32V to 12-35V Входное напряжение: 10-32В Выходное напряжение: 12-35В Мак. выходной ток: 6А Макс. ток на входе: 10А
В открытом виде, как понимаете, использовать его в машине невозможно, потому неплохо было бы найти для платы шкурку. Например такую:
Преобразователь предварительно нужно было немного допилить: зашунтировать электролитические конденсаторы керамикой для фильтрации ВЧ шума, и подправить обратную связь шим контроллера как советует Ksiman.
Взяв в руки плату и корпус становится очевидно, что в коробочку плата с радиаторами не влезет, да и без — тоже. Чтобы впихнуть невпихуемое решено было выпаять радиаторы, силовые элементы (диодную сборку и мосфет) и подрезать на заточном станке плату до нужных размеров.
После срезания одного торца пришлось дорожку восстановить проводом, и пользуясь случаем выпаял светодиод и клемники — они там не нужны. Ноги силовых элементов пришлось изогнуть так, чтобы теплорассеивающая часть была на одном уровне с новым краем платы для хорошего контакта с новым «радиатором».
Диодная сборка и мосфет были посажены на термопасту через терморезиночку прямо на аллюминиевый корпус служащий радиатором и надежно закреплены винтом.
В качестве разъема был выбран GX16-4 — это «авиационный» 4х контактный разъем выдерживающий токи до 15 ампер по паспорту. По двум штырькам я пустил входящее напряжение, а по оставшимся двум — выходящее повышенное. Плюсом такого разъема является его относительная герметичность и надежная фиксация штекера.
Предвидя тяжелые условия эксплуатации я позаботился и о кабелях: входной был взят термостойкий многожильный 2*1мм2 в двойной силиконовой оболочке (Basoglu SIMH). Честно говоря, я даже не ожидал такого качества — кабель очень мягкий, приятный на ощупь, внутри внешней оболочки провода в тальке, паяется отлично. В качестве выходного использовал обычный ноутбучный коаксиал. Это как правило очень износостойкие кабели с хорошим сечением. Я давно уже использую такие для поделок, где на кабель будут приходится постоянные нагрузки. Штекер для ноутбука напаял из того что было (временно).
Оба кабеля с небольшими ухищрениями заделал в разъем, а на тонкий кабель надел пружинку — такая конструкция очень сильно продлевает жизнь кабелей около разъемов, т.к. намного увеличивает радиус изгиба и предотвращает заломы. Не лишним будет и ферритовое колечко на выходную линию для гашения помех.
Удобнее, конечно, было бы использовать две розетки в корпусе — на вход и на выход с разных сторон. Это и в монтаже удобнее, и «проходная» конструкция удобнее в эксплуатации. Но каждая пара папа-мама локально стоит 200р, сэкономил.
При желании и небольших усилиях конструкцию можно сделать полностью герметичной, ведь и у корпуса и у разъема уже есть задел на это.
Я своим ноутбуком смог нагрузить преобразователь только на 3.6А @ 11.8В на входе, при этом за 20 минут работы на таком токе корпус прогрелся немного сильнее окружающей температуры. Пирометр показывает 32,3°С. Измерять температуру алюминиевой коробки пирометром не совсем корректно, но даже после закрашивания области черным маркером показания не изменились.
Вот так выглядит вся конструкция в машине, ноут без аккумулятора для подтверждения работы. Пол часа работы ноутбука на холостом ходу никак не сказались на температуре преобразоателя, тем более от 13,8В бортовой сети ему будет работать проще, чем от 11.8В дома.
Бюджет вышел около 1000 рублей учитывая что половина деталей бралась в Китае. Если брать все локально — можно цены смело умножать на два.
Теперь о впечатлениях. На мартовских выходных откатал аж двое соревнований: «Весенний прорыв» штурманом на боевом УАЗе и приуроченные к 8 марта «Королева авто», уже пилотом, на своей машине.
Уже на первых соревнованиях я оценил всё удобство зарядки — ничего нигде не висит и не болтается. Я зарядку включил в прикуриватель и все засунул под сиденье, а оттуда к ноуту шел один единственный кабель питания. Бп, кстати, почти не греется. Был момент, когда я не заметил, как вывалился штекер питания из ноута, и он около часа работал от батареи, после чего блоку питания пришлось тянуть и зарядку батареи, и работу ноута. А все усугублялось еще тем, что в уазе на полную работала печка дующая в ноги — аккурат под сиденье, и в этот момент корпус блока питания был по ощущениям градусов 45-50, то есть немного горячее, чем теплый.
Еще раз убедился в том, что сделал правильно, что купил толстый кабель — часто получалось так, что при крутом уклоне капотом вниз БП вылетал под ноги, и я какое-то время топтался по нему. Очевидно, тонкий кабель в таких условиях умрет намного быстрее.
Единственное, что, пожалуй, стоит изменить в связке БП — ноутбук — это разьем питания самого ноутбука. Нужно поставить туда что-то типа GX16-2, такого как на блоке питания. Это позволит предотвратить случайные выпадания штекера и вероятность облома гнезда от материнской плате в ноутбуке при рывке за кабель.
Котик
Да, на «Королеве Авто» мы заняли третье место
Это первый мой обзор, прошу помидоры кидать в личные сообщения. Все куплено за свои деньги.
Можно ли заряжать ноутбук от Power Bank
Ноутбук — удобное портативное устройство, которое мы можем брать с собой как на работу, так и в путешествие. Но проблема состоит непосредственно в заряде батареи, объема которой в лучшем случае хватает на 3-4 часа. На вопрос, можно ли заряжать ноутбук от Power Bank, однозначный ответ — да! Технологии с каждым годом улучшаются, и сейчас уже никто не удивится созданию переносного зарядного устройства (Power Bank), которое может нивелировать отсутствие поблизости источника электрического питания, что решает множество проблем для пользователя лэптопа.
Следует отметить, что не каждое такое устройство может стать вам верным помощником при зарядке ноутбука. Для этого Power Bank должен обладать необходимыми характеристиками либо же быть специализированным под заряд лэптопа. Давайте разберемся, как заряжать ноутбук через Power Bank.
Солнечная батарея
Солнечная батарея хороша тем, что позволяет получить энергию без розетки и вообще без электричества. Она мобильна и может быть использована в любом месте, главное, чтобы на небе было солнце. Использование очень простое: батарея подключается к ноутбуку через кабель питания.
Важно! Пользоваться устройством во время зарядки нельзя, так как солнечная батарея для ноутбука не обладает достаточной мощностью, чтобы одновременно обеспечить питание для работы и зарядки гаджета.
Да и солнце на небе может спрятаться за облаками, или погода внезапно изменится, поэтому проще получить полную АКБ, чем поработать и остаться вообще без питания.