Браширование древесины: основные способы состаривания в домашних условиях
Походы на строительные рынки часто заставляют задуматься о возможностях экономии. В случае ремонта и отделки сбережение средств заключается в том, чтобы что-либо сделать своими руками.
Обычному человеку бывает сложно отличить сосну от дорогих пород. Между тем красоту и фактурность планкам или вид красного состаренного дерева вагонке придает несложная процедура, называемая браширование древесины. Это процесс искусственного состаривания дерева, заключающийся в механическом повреждении мягких волокон. Это придает доске, планке или обычной вагонке «антикварный» вид. Сущность предельно проста и она выполнима в домашних условиях.
В чем заключается процесс браширования
Браширование – искусственное старение (состаривание) древесины с использованием различных приспособлений и особых техник. Весь процесс работы заключается в удалении при помощи жесткой, металлической щетки мягких верхних волокон древесины.
Вследствие выполнения этой работы остается твердая поверхность, на которой отчетливо выражена рисунок и структура годичных колец. В дальнейшем подбирается специальный оттенок, которые помогает еще больше отразить необходимый эффект старения дерева.
Использование браширования открывает широчайшие возможности по изменению текстуры и цвета самых разных пород древесины. Особая тонировка позволяет выразить эффект патины, когда основная древесина окрашивается в один тон, а поры дерева в совершенно другой.
Неординарные способы старения древесины
Специалисты предлагают еще несколько неординарных способов состарить дерево:
- Высушить древесину на солнце до растрескивания и покрыть ее морилкой.
- Обработка древесины черным чаем, а затем уксусом.
- Отбить верхний слой древесины металлическим предметом, а затем покрыть его лаком, морилкой или другим покрытием.
Удачи и до новых встреч, с вами был Андрей Ноак!
На сегодня одним из модных материалов, используемых в отделке любых по предназначению помещений, является состаренное дерево. В природных условиях своего произрастание любое дерево стареет очень медленно, поэтому создана и специально применяется особая техника работы с древесиной – браширования. Этот процесс заключается в искусственном старении необходимого пиломатериала.
Все ли так просто на самом деле?
Нет, далеко не все. Конечно, если текстурируется небольшая деталь, например, крышка деревянной шкатулки, особых трудностей не возникнет. Но при обработке больших поверхностей или серийном производстве деталей в простой на первый взгляд технологии обнаруживается много подводных камней.
К чему быть готовым?
- При работе с большим объемом древесины производительности обычной дрели или угловой шлифмашинки часто не хватает. Работа «на износе» повышает вероятность выхода инструмента из строя. Отчасти данную проблему решает уменьшение оборотов, но это отражается на снижении производительности процесса.
- Удержание инструмента, работающего на максимальной скорости, требует немалых физических усилий. Сам процесс браширования весьма долгий и нуждается в постоянном контроле, в противном случае нельзя гарантировать однородность рельефа; еще один распространенный дефект – появление прижогов.
- Работа со смолистой древесиной имеет свою специфику. Из-за высокого трения брашировальные щетки сильно нагревают обрабатываемую поверхность. Это приводит к проступанию смолы, что добавляет головной боли в процессе работы и на этапе отделки.
Способ 1: удаление мягкого волокна покраска
Как состарить дерево своими руками? Этот способ подсказывает нам использовать жесткую щетку, которая удалит мягкие древесные волокна, создавая тем самым рельеф, который будет подчеркивать нанесенная краска.
Разберем подробнее:
- Предварительно тщательно обрабатываем древесину наждачной бумагой.
- Второй этап — использование металлической ручной щетки. Ее возможно заменить на циркулярную, если у вас под рукой есть болгарка, — это заметно ускорит процесс. Щеткой мы орудуем только вдоль волокон, дабы удалить самые податливые из них.
- Опилки с поверхности стряхиваются отдельной щеточкой уже с мягкой щетиной в любом удобном направлении. Руками этого делать не стоит, чтобы не насадить заноз.
- Вы увидите, как материал прямо-таки на глазах поменяет свой облик, приобретая характерный «старинный» рельеф.
- Как состарить дерево дальше? Свои результаты мы подчеркнем окрашиванием специальным составом в два слоя. Для этих целей используется полупрозрачная глазурь. Наносить ее можно как кистью, так и валиком. Дерево уже смотрится гораздо привлекательнее!
- Но это еще не все. Возьмите губку и аккуратно снимите ею верхний слой глазури. Зачем мы это делаем? В желании обрести придающий старинный дух рельеф.
- Если полученный цвет пришелся вам по вкусу, то больше ничего не меняем — наносим на результат прозрачный лак.
- Если же вы хотите более утонченной фактуры, то покройте поверхность еще одним тонким слоем белой глазури.
- Через несколько минут снова убираем губкой свеженанесенную глазурь. И вот перед нами — беленая состаренная мебель из дерева.
- Когда «Белинка» подсохнет, можно нанести сверху еще один слой прозрачной глазури. Как вариант — покрыть поверхность лаком.
Этот метод идеально подходит для искусственного состаривания балок и других переходных конструкций.
Технология и области применения
К процедуре браширования прибегают, чтобы придать древесине винтажный вид
Главное предназначение браширования — придание обычному дереву внешнего вида старинного материала путём обработки инструментами. Во время обработки поверхности удаляют мягкие волокна светлого оттенка. После этого поверхность становится рельефной, что присуще старой древесине.
Во время обработки варьируется степень удаления мягких тканей. В зависимости от целей, глубина придаваемой шероховатости может быть от 0,5 до 2–3 миллиметров. Глубокую обработку проводят, когда желают придать эффект глубокого старения. Твёрдая поверхность дерева обнажается, на ней просматривается красивая текстура. Оптимальной является обработка поверхности на глубину от 0,5 до 1 миллиметра.
Естественное старение древесины уменьшает прочность дерева. Искусственное браширование способствует увеличению прочности пиломатериалов, препятствует гниению и образованию грибка. Такие свойства дереву придаёт обработка во время процесса специальными антисептическими составами.
Для подчёркивания рельефа после удаления мягких волокон поверхность покрывают составами, придающими цвет. Дерево прокрашивают оттенками двух тонов, чтобы рельеф стал максимально выделяющимся.
Браширование — популярный способ обработки интерьерной древесины. Дизайнеры применяют его в следующих случаях:
- при изготовлении лестниц;
- в производстве мебели;
- при обработке половых досок;
- при изготовлении отделочной вагонки.
Подобной обработке подвергают исключительно породы дерева с многослойной структурой. Превосходный результат получается после браширования лиственницы, ели, дуба. Структура этих пород позволяет получить неповторимые богатые рисунки живого дерева.
Непригодны для браширования сорта с неявно выраженной структурой: вишня, клён, бук, ольха, берёза, тик. Мелковолокнистая структура древесины этих пород деревьев не позволяет получить эффект слоистости, поэтому декоративности брашированием достичь не удастся.
Особенности и преимущества браширования
Чтобы процедура браширования дала нужный эффект обработанная поверхность окрашивается в серый цвет. Для этого рекомендуется использовать акриловые лаки, обеспечивающие одновременно и защиту поверхности. Перед окрашиванием рекомендуется дополнительно обработать дерево антисептиком и пропитать противопожарными растворами. Среди преимуществ браширования отмечается тот факт, что искусственное состаривание повышает прочность материала. Использование во время обработки антисептических растворов препятствует появлению гнили или грибковых образований.
Используемые для браширования инструменты
Щетки
Первичная обработка древесины проводится щетками. Выбирая ручную щетку необходимо приобрести с самой твердой, металлической щетиной. При необходимости некоторые ее подрезают при помощи болгарки, это позволяет металлический ворс сделать более твердым.
Термическое состаривание
Небезопасный способ. Предполагает обжиг древесины, поэтому должны быть соблюдены правила: отсутствие легковоспламеняющихся веществ рядом с местом проведения обработки. Лучшее место — открытое пространство на воздухе.
Этапы состаривания:
- Расположить заготовку вертикально. Как вариант, положить на поверхность, которая покрыта негорючим материалом. Работы ведутся при помощи газовой горелки. Двигать инструментом нужно сверху вниз. Надолго не задерживать, чтобы удалось придать ему нужную фактуру. Обуглится должен только верхние волокна древесины не более 3 мм глубиной. Так сохранится фактура.
- Дождаться пока материал остынет, снять нагар вручную или болгаркой. Степень очищения определяется индивидуально.
- Отшлифовать пиломатериал. Движения не должны быть слишком сильными, чтобы не уничтожить результаты декорирования.
При состаривании получается уникальный цвет, чередование черных и естественных участков. После того, как материал удалось искусственно состарить, красить не обязательно, лакировки достаточно.
О технологиях фактурирования
Для текстурирования дерева используют различные технологии. Выбор того или иного метода определяется в первую очередь объемом работ и особенностями заготовок. Выделяют несколько техник состаривания древесины.
Браширование ручным инструментом – это наиболее примитивная технология, основанная на использовании щетки с жесткой металлической щетиной. Такой метод обеспечивает неглубокое текстурирование поверхности и довольно трудоемкий. Но он отлично подходит для единичного изготовления небольших деталей.
Браширование электромеханическим инструментом – наиболее массовая, доступная и производительная технология, которую применяют для текстурирования доски в домашних и промышленных условиях. В качестве основного инструмента для выборки мягких волокон используют насадки в виде щеток на болгарку или дрель, а также специальные брашировальные машинки.
Браширование на станках – промышленная технология, ориентированная на массовое производство деталей. За один проход через станок деревянная заготовка подвергается полному циклу браширования – обрабатывается металлической, шлифовальной и полировочной щетками.
Пескоструйная обработка – менее популярная технология, при которой поверхностные волокна древесины устраняются не металлическими щетками, а струей песка поданной под давлением. Текстура имеет мягкие перепады, глубокий рельеф и не нуждается в дополнительной шлифовке. Технология ориентирована на промышленные объемы.
Профессиональная работа
Спрос и цены на текстурированную мебель и пиломатериалы способствовали механизации и, в конце концов, полной автоматизации этого процесса.
Есть машины, выдающие результат за один проход.
Конструкций достаточно много, стоит такое оборудование недёшево. К тому же истинные ценители сразу узнают машинную работу – ручной она проигрывает. Хэндмэйд – это настольный инструмент.
Болгарка с регулировкой оборотов – основной из них. Скорость работы от 2 до 4 тыс. об/мин.
Самый простой инструмент, вот как им работать.
Техника работы, как видите, не сложна. Главная мысль: после определённой практики обнаруживается, что лёгкое воздействие обычно даёт лучший результат, чем сильное.
Эта насадка на болгарку дороже. Такой инструмент следует приобретать только в комплекте с одной или несколькими щётками.
При заинтересованном отношении к этому виду отделки древесины рекомендуется использовать наборы щёток: металлической, нейлоновой, сизалевой. Они подобраны по жёсткости щетинок, что облегчает работу.
Если всё получается, вот следующий этап.
Машинка для браширования древесины Makita значительно упрощает работу. Щётки от брендового производителя (в основном используются нейлоновые абразивные) дорогие, но стоят своих денег.
Нейлоновый рабочий материал идеально подходят для очистки и удаления заусенцев с поверхности после использования стальной щётки или может использоваться отдельно для более бережного браширования.
Дают намного лучший результат: аккуратно удаляют мягкую древесину, не истирают твёрдую. Так получается желанная рустикальная поверхность. Для щёток с полимерабразивом в основном используется зерно 46. Истираются они быстро, поэтому важна точная работа.
Финишная полировка – сизалевыми дисками. Это натуральное жёсткое волокно окончательно удаляет с поверхности ворс, придаёт изделию законченный вид.
Высокая стоимость расходников – главное препятствие для брашировщиков-индивидуалов или столярных мастерских. Очередь за такой древесиной не стоит, поэтому при покупке инструмента не надо (если нет реального объёма) рассчитывать на быструю окупаемость.
Вариант аренды более предпочтителен.
Брашировка древесины своими руками
При большом желании искусственно состаренную древесину можно изготовить и самостоятельно:
- Выбранную заготовку нужно немного увлажнить, это избавит от выделения древесной пыли при работе. Вначале заготовка обрабатывается твердой металлической щеткой. Ее жесткость подбирают опытным путем. Необходимо чтобы щетка хорошо удаляла мягкие поверхностные волокна, но при этом не нарушала структуры твердых волокон. Движение закрепленной на шлиф машинки или болгарке щетки проводят по направлению волокон. Скорость вращения также подбирается предварительно на образце, для каждой древесины скорость может существенно различаться. При работе вручную проблем с подбором скорости вращения щетки не возникает, но при этом значительно усложняется и удлиняется процесс подготовки древесины.
- После использования металлической щеткой используют с абразивной щетиной. С помощью этой насадки или щетки снимаются все обрывки волокон и шероховатости. На этой стадии при помощи стамески можно дополнительно добавить различные углубления и бороздки. Им можно придавать вид естественных трещин на дереве.
- В дальнейшем необходима финальная полировка, она обычно проводится при помощи щетки с сизалевой щетиной. Вручную можно использовать наждачную бумагу. На этом этапе необходимо добиться идеального полирования всей поверхности.
- Особый декоративный вид деталь приобретает, если на последних этапах ее тонировать, окрашивать, золотить. Часто используется морилка. Пропитывание морилкой и ее быстрое удаление позволяет прокрасить участки с самыми мягкими волокнами, а твердые при этом практически не окрашиваются.
- Оригинальный вид дереву придает окраска золотистой или серебристой краской. Частицы красящего пигмента при нанесении красителя забиваются в микротрещины, что обеспечивает появление бликов в солнечную погоду. Использовать для окраски можно разные красители, но они обязательно должны быть предназначены для работ с деревом. После окрашивания поверхность рекомендуется еще раз полировать, это избавит изделие от шероховатостей.
- На последнем этапе нужно нанести несколько слоев лака. Перед нанесением слоя лака предыдущий должен хорошо просохнуть и его нужно также полировать.
При достаточном опыте процесс браширования древесины и использование при этом специальных устройств не отличается особой трудностью. При этом можно изготовить самые эксклюзивные изделия, начиная от настенных полок и заканчивая шкафами и кухонными гарнитурами.
Как самому можно состарить древесину, расскажет видео:
Основные производственные этапы
Весь цикл браширования состоит из последовательно выполняемых операций:
- На начальном этапе верхняя поверхность древесины обрабатывается при помощи щеток со щетиной из металла. В результате этого процесса необходимо удалить самые мягкие, внешние волокна дерева.
- Далее проводится шлифование. Достигается это путем использования полимерной, абразивной щетки или при помощи наждачки с крупными зернами.
- После подготовительных этапов используется морилка или другие необходимые красители. Именно правильное использование красителей позволяет добиться нужного эффекта старины.
- После просыхания обработанной древесины проводится полировка поверхности и многослойное покрытие лаком.
Старение древесины в домашних условиях
Браширование древесины при необходимости можно полностью провести дома самостоятельно. Потребуется приобрести специальные металлические и абразивные щетки, устройства для шлифовки, красители и лак. На производствах искусственное старение проводят при помощи специальных шлифовальных машин и иных устройств, облегчающих весь процесс работы.
Автоматизирование всего цикла браширования позволяет снизить цену на получаемые в итоге изделия. Стоимость искусственно состаренного дерева на производстве можно оценить на пять баллов, так как в домашних условиях этот процесс несколько затягивается и требует определенных усилий.
На фото то, что может понадобиться для работы с древесиной
Какое дерево использовать
Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.
Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.
Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.
Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10–12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.
Выбор древесины
Мастера рекомендуют выбирать мягкие породы с древесиной средней твердости, у которых годичные кольца имеют четко выраженную структуру. Способ искусственного старения хорошо работает на следующих видах деревьев: сосна, орех, лиственница. Материал из них после процедуры получает красивую и глубокую фактурность. Хотя с лиственницей придется повозиться из-за того, что она смолиста.
Не менее интересный, хотя и не столь выраженный, эффект получается на древесине с твердой структурой — дуб, ясень.
Процедуру браширования не рекомендуется выполнять на древесине следующих пород — клен, бук, ольха, тик, груша. На породах этих деревьев процесс искусственного старения методом браширования либо совсем невозможен, либо слишком сложен и результат не оправдывает средств.
Также невозможно применить метод на большинстве пород тропических деревьев, несмотря на их ценность. Из-за особенностей климата, в которых они произрастают, у них практически нет разделения между годовыми кольцами. Возможно ли проведение процедуры на фанере и фанерованных плитах? Да, это допустимо. Но все действия надо выполнять крайне аккуратно из-за тонкости шпона. Но даже небольшой рельеф сделает невзрачную фанеру, намного выразительнее. Неплохо браширование смотрится и на деревянной вагонке.
Патинирование
Еще один достаточно простой способ старения древесины, который можно использовать и самостоятельно, это патинирование.
Этот способ легче в исполнении, чем браширование:
- Вначале нужную деревянную поверхность защищают, ошкуривают и тщательно покрывают слоем грунтовки.
- На высохшую поверхность наносят базовый слой нужной краски. Первый слой должен качественно просохнуть, обычно это происходит на протяжении суток.
- После просушивания его зачищают и наносят новый слой. На втором этапе поверх краски можно нанести бронзовую или золотистую, причем это сделать можно на отдельных участках. Так достигается эффект старения.
- Для закрепления эффекта старения поверх краски наносят слой лака. Он может быть глянцевым или матовым.
При помощи патинирования и выполнения гнутья древесины, можно до неузнаваемости изменить вид скучных деревянных изделий, при этом простота работ, внешний вид и низкая цена на все приспособления оценивается на пять баллов.
Нанесение патины на деревянную дверь:
Виды искусственного состаривания древесины
Винтажный самобытный вид дверей получают несколькими способами. Ниже, они перечислены в порядке увеличения затратности усилий и средств. Также описывается алгоритм работы. Итак:
- Термический способ или обжиг. Для процесса потребуется паяльная лампа и грубая щетка для старения древесины. Интенсивность воздействия определяется самим мастером – в результате можно получить ярко выраженные природные узоры древесины или еле видимые. После обжига поверхность полотна шкурится крупной наждачной шкуркой в разных местах, чтобы создать видимость неоднородности. Дверь для такого способа старения должна быть массивной, дощатой. Фурнитура соответствующая – массивные стальные ручки и петли, возможно, кованые.
Как сделать правильно:
Старую дверь очищают от слоев краски. Пользуются феном или растворителем. Полотно тщательно отшлифовывают, доски сбивают, чтобы не было зазоров. Недурно перед тем как состарить дерево своими руками пропитать древесину всевозможными защитами – антипиреном, влагозадерживающим составом. Имеющиеся трещины оставляют – они придадут еще больший колорит. Петли и ручки снимают. Способ занимает немного времени, безопасен при навыках работы с инструментом.
- Чернение. Эффект достигается втиранием в очищенное полотно гуталина, морилки или крепкого марганцового раствора. Пигментация задерживается на годовых кольцах, срезах, сучках и таким образом, получаются старинные двери из дерева, достигается эффект потемневшего от старости проема. Кроме того, последний состав помогает обеззаразить полотно, если при очистке выявлены следы плесени или грибка.
Как сделать правильно:
Все гениальное – просто! Чтобы получить старинные двери, предварительно очищенную поверхность с помощью растворителя и шпателя, покрывают черной тушью, а затем щеткой растирают расплавленный до жидкого состояния гуталин. Втирать нужно сильно. Способ имеет недостаток – снятое дверное полотно важно проветривать в течение недели – запах неприятный.
- Следы короеда. Они представляют собой дорожки от движения личинки. Создать их на двери под старину своими руками можно при помощи гнутых гвоздей. Разложив их на поверхности, вбивают молотком, оставляя вмятины по всей площади. Важно освободить стержни от шляпок, чтобы создать полную имитацию. После работы, полотно ошкуривают мелкой шкуркой, следя за тем, чтобы стружечная пыль немного попала в бороздки. Далее, покрывают лаком.
Эти эффекты старины получить очень просто и быстро. Стиль квартиры или дома должен быть выдержан, иначе эффект неуместен.
- LiveJournal
- Blogger
Состаривание: следы короеда
Особенности работы с напольными покрытиями
Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.
Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.
Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5–0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.
Прованс, шебби-шик и винтаж в дизайне
Многие популярные стили современного дизайна характеризуются использованием изношенных и потертых предметов и деталей в интерьере, пастельной тональностью и романтическими элементами декора.
Знаете ли вы? Ежегодно для своих потребностей люди вырубают около 15 миллиардов деревьев всего зеленого фонда планеты, пополняя его при этом лишь на 5 миллиардов новых саженцев.
Прованс
Об этом стиле впервые заговорили в ХІХ веке французы, живущие в одноименной провинции. Их традиции в переплетении с повседневными крестьянскими хлопотами и южной природой стали основой в развитии нового направления в дизайне.
Прованские дома отличались изящностью и одновременной простотой, трепетным отношением к вещам предков. Именно эти фамильные реликвии стали олицетворением духа южной Франции.
Для этого стиля характерны:
- преобладание белого цвета и всех оттенков бежевого;
- искусственно выцветшие на солнце фрагменты;
- разноцветная палитра в декоре, аксессуарах (часто встречаются рисунки цветов, полоска, пастораль и клетка);
- множество элементов из дерева в отделке;
- искусственно потертая керамическая плитка (сколы, необработанный камень, кирпич, этнос);
- фарфоровая посуда, кованые зеркальные рамы, салфетки и скатерти из текстиля;
- предметы освещения с элементами ковки, хлопка и льна;
- обрешеченные панорамные окна;
- деревенская мебель классических форм с элементами дерева, ковки и плетения.
Знаете ли вы? Самым высоким деревом в мире считается секвойя из Штата Калифорния. Ее ствол разросся до 115-метровой высоты, а в диаметре он достигает 8 м.
Шебби-шик
Представляет собой совсем новое направление в оформлении интерьера. Возникло оно в Великобритании около 30 лет назад.
Его основой является свойственная англичанам сдержанность, консерватизм, экономность и пристрастие ко всему старинному, но добротному.
Стиль шебби-шик проявляется в следующих признаках:
- отсутствие белых тонов;
- превалирование бледных оттенков: голубого, розового, лавандового, желтого и молочного;
- яркие контрастные цвета;
- использование керамической плитки под обветшавшее окрашенное дерево, дикий камень или штукатурку, а также с мелким цветочным рисунком;
- на белом оштукатуренном потолке классическая лепнина в тон сусального золота, а также выбеленные фрагменты перекрытия;
- имитирующие старение деревянная и металлическая фактуры;
- из предметов интерьера используется в основном отреставрированный антиквариат, текстильные вещи, искусственно состаренные фоторамки, старинные канделябры, живые цветы, фарфоровые куклы и статуэтки ангелов;
- в освещении присутствуют хрусталь, ковка, матерчатые абажуры и древние подвески;
- отреставрированная мебель из дорогостоящей древесины, окрашенные детали из металлической ковки.
Знаете ли вы? В Соединенных Штатах Америки к категории антикварных предметов относят все поделки, изготовленные до 1830 года, в Канаде — до 1847 года, а в Великобритании — до 1917 года.
Винтаж
Его придумали французы, заложив фундаментальные основы из уникальности и подчеркнутой оригинальности старинных изношенных предметов интерьера.
Изначально так называлось вино с многолетней выдержкой, но со временем сформировался целый дизайнерский стиль.
Его главная черта заключается в использовании антикварных предметов, которые с точностью должны соответствовать модным веяниям своей эпохи.
Винтажному интерьеру свойственны:
- превалирующие белый, бежевый и молочные оттенки, а также контрастные — бордовый, зеленый, графитовый, лиловый;
- рисунки с цветами и растительностью;
- искусственно сделанные изъяны;
- напольное покрытие из дерева, мрамора или керамики, но обязательно с эффектом потертости;
- не перегруженность в декоре (дозировано используются лишь ценные старинные предметы, фотографии, зеркала, картины, канделябры);
- лепнина в классическом стиле;
- использование натуральных материалов, кованых элементов, хрусталя, льна, шерсти;
- присутствующий в оформлении интерьера дух сдержанности и элегантности;
- антикварная мебель из древесины и кованого металла.
Важно! Для искусственного состаривания рекомендованы пиломатериалы из следующих пород дерева: сосна, ель, дуб, ясень, лиственница, орех, венге, дуссия, метобо, кемпас, мербау. Доска может иметь сучки и другие изъяны — это даже к лучшему.
№2 Метод заливки краской
Этот метод лучше всего подойдет для нешлифованной древесины с немного шершавой поверхностью (например, для деревянного забора). С его помощью дереву можно придать деревенский вид и эффект старины.
- Очистите древесину мыльной водой и щеткой и оставьте высохнуть.
- Если ваша краска слишком насыщенная, разбавьте ее растворителем.
- После этого вылейте немного краски на деревянную поверхность, а потом возьмите скребок и распределите краску по древесине.
На нешлифованной, то есть не совсем ровной деревянной поверхности, слой краски не будет везде одинаковым. Немного больше краски затечет по впадинкам и меньше на выпуклостях, то есть местами белый цвет будет более насыщенным, а местами прозрачнее, что и будет создавать эффект старины.
Результат покраски стены таким методом можете оценить на вверху.
Шоу суги бан
Мировой термин того, что известно в Японии как яки-суги-ита (или просто якисуги), что дословно переводится как «обожжённая кедровая доска». Хотя в английском языке «sugi» в разговорной речи обозначает кедр, на самом деле это Cryptomeria japonica, вид семейства кипарисов, растущих в Японии.
Это нелогичная, но гениальная идея: жечь доски для того, чтобы сделать их огнеупорными. Если вы когда-нибудь пытались разжечь костёр, используя обугленные головёшки, то идея понятна. Сгорание уничтожает целлюлозу в древесине.
Это углеводы, которые любят насекомые, грибки и бактерии. Огонь делает пиломатериалы не интересными для вредителей и устойчивыми к гниению. Полученный угольный слой отталкивает воду и защищает от солнца. По некоторым оценкам доски, прошедшие этот процесс, могут служить 100 и более лет.
По степени обжига различают слабую, среднюю, сильную.
На фото: средняя и сильная – два образца снизу.
Брашировка мебели
Лучшая древесина – кедр, сосна, клён, дуб. Источник огня – газовая горелка. Покрытие – полиуретановый лак на водной основе, льняное или рапсовое масло. Доски должны быть сухими. При большой влажности вода выступит, будет кипеть под пламенем. Это оставит на поверхности не удаляемые пятна и полосы.
Обрабатывается сторона, противоположная ядру дерева: при повышенной влажности коробление практически незаметно. Все доски должны быть одинаково ориентированы: от комля к вершине или через одну в обратном направлении.
Склеенные между собой доски могут преподнести сюрприз: клей под огнём расплавится и оставит не удаляемые полосы. Его заранее надо механически удалить.
Этапы схожи с предыдущим способом.
Обжиг
Большая мебель требует хорошего пламени: обуглить поверхность надо до такой степени, когда верхний слой начинает отделяться. Зимнее годовое кольцо сгорает медленнее, чем летнее, поэтому особое внимание уделять равномерности сгорания.
Ход горелки – сверху вниз и обратно. Равномерно перемещайте факел по дереву, удерживая огонь над каждой областью в течение примерно пяти – десяти секунд, пока она не станет чёрной. Все работы проводятся в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
Удаление сгоревшего слоя
Используется стандартная деревянная щётка для браширования с проволочной щетиной. Удалите весь уголь, созданный паяльной лампой. Обязательно работайте вдоль годовых колец. Чистить надо до тех пор, пока вся угольная пыль не будет стёрта и откроется текстура древесины.
Процесс должен выявить насыщенный тёмный, коричневато-чёрный цвет.
Обеспыливание
Очень важный этап, от него зависит эстетическое восприятие готового предмета.
Используйте воздушный компрессор или влажную ткань. Первый экономит время, потому что вам не нужно ждать, пока дерево высохнет. Если применяете влажную ткань: просто вытрите всю поверхность и подождите, пока она полностью высохнет.
Защита
Такая же, как и для джин-ди-суги. Если изделие используется на открытом пространстве, обновление покрытия раз в 5-8 (в зависимости от количества осадков) лет.
Пиломатериал сильного обжига
Битумно-черные, чешуйчатые, как кожа аллигатора, стены, крыша, наличники, ограждения. Конечно, это привлекает архитекторов и дизайнеров. Кроме визуального эффекта, в этом есть практичное зерно: так японцы XVIII века защищали от пожара сараи с рисом.
Это уже не метод обработки древесины, а готовое изделие. Способы получения, применения в этом видео:
Из нюансов отметим, что сквозные несросшиеся сучки перед обжигом удаляются. В отверстие забивается деревянная пробка. На фото ниже из обожжённых со всех сторон досок устраивается кровля. Щели перекрываются такими же, но узкими рейками.
Теперь посмотрите на две доски: правая обработана горелкой, левая обожжена на костре.
Комментарий один: горелка годится только для удаления верхнего слоя и последующей обработки щёткой.
Для кровельных досок обжиг горелкой категорически не подойдёт.
Да, гидроизолирующий слой под рейками имеется. Но срок службы кровли, сопоставимый со сроком всего строения… В этом что-то есть.
К недостаткам якисуги надо отнести то, что материал пачкает – всё-таки это уголь. Но со временем дожди вымывают мажущие чешуйки. Отдельные кусочки могут падать и обнажать коричневое дерево: это место надо будет закрасить чёрной краской
Бренды деревообрабатывающей продукции
Инструмент для работы с деревом производят, как отечественные, так и зарубежные фирмы. Самыми популярными в наше время на российском рынке являются такие компании, как Интерскол, Макита, Джет и Тритон.
Браширование древесины на JET 10-20 Plus
Интерскол является отечественным брендом, который существует с 1991 года. Инструмент, который производит компания, представлен в разных странах СНГ и пользуется определенным спросом. Продукция компании Интерскол с каждым годом обретает больше спроса, из-за чего фирма расширяет свой ассортимент. Браширование с помощью Интерскола
Одним из лидеров среди мировых компаний по деревообработке, является японская фирма Макита, основанная в начале прошлого века. Ее ассортимент насчитывает более тысячи наименований, начиная от дрелей и шуроповертов, заканчивая станками и лазерным оборудованием. Щеточная шлифмашина Makita 9741
Более дешевые инструменты реализуют отечественные российские компании, такие как Интерскол. К тому же такие инструменты легче достать, так как они пользуются популярность в стране. Зарубежные компании, среди которых Макита, не представляют весь свой ассортимент на российском рынке, но его возможно без проблем заказать через официальных дилеров и дистрибьюторов по регионам.
Для домашнего мастера подойдет дрель с металлической насадкой
Если старение древесины происходит в больших масштабах, можно создать специальный станок, который будет полуавтоматизировано осуществлять данный процесс. Его можно создать самому или заказать, например, у фирмы Джет. Российский Интерскол такие механизмы не изготавливает. Стоимость такого механизма будет достаточно внушительной, так как станок качественно одновременно выполняет несколько процессов по брашированию. Еще очень важно то, что на нем использовать можно только съемные изделия. В случае старения пола или деревянной детали сложной конфигурации станок не поможет.
Применение состаренного дерева на фасаде
Наиболее распространенная область применения состаренной древесины – это уличный декор. Старое дерево прекрасно смотрится на фасадах и как основа, и как декоративный компонент.
Этот материал идеален в случаях, когда есть стремление сформировать деревенский стиль, сделать отсылку к какой-то давней исторической эпохе или придать народный колорит.
Основные изделия из дерева, которые будут прекрасно смотреться в состаренном формате, – это ступени и перила лестниц, заборы и ограды, крыльцо и беседка, опоры для навесов и т.д.
Достаточно нескольких проб, чтобы научиться самостоятельно с легкостью состаривать любой деревянный предмет, независимо от формы и размера. Более того, после освоения азов можно переходить к контролируемой степени состаривания – одни предметы может потребоваться сделать “старше”, чем другие. Кроме того, одну и ту же поверхность можно будет со временем обработать по-иному.
Именно состаренное дерево формирует основу стиля немецкого фахверка. В этом случае деревянная отделка имеет место не только снаружи, но и внутри помещения. Таким образом, можно создать единый ансамбль между между интерьером и внешним видом здания.
Что касается затраты усилий на состаривание древесины для фасадов, но здесь сразу нужно готовиться к тому, что без дополнительных приспособлений не обойтись. Конечно, можно пытаться вручную обработать большие брусья для беседки или обшивки дачного домика, но это отнимет несоразмерного много времени. В этом смысле гораздо более рационально и целесообразно подумать о приобретении специализированных станков и автоматических приборов.
Техника безопасности
Процесс браширования хоть и не требует специальных профессиональных навыков, но для его выполнения необходимо немало времени и сил. Для достижения эффективного результата используются различные составы – морилки, краски, спирты. Это означает, что пары химических растворов могут пагубно воздействовать на организм человека, особенно при столь длительном контакте. По этой причине стоит учесть несколько главных правил, соблюдение которых позволит защитить себя от токсичного воздействия:
- При механическом и химическом брашировании следует защищать органы дыхания респиратором.
- При возможности также используйте прозрачные очки, которые продаются в строительных магазинах.
- Работы следует проводить в перчатках.
Браширование с помощью химии
Химические средства в процессе искусственного состаривания древесины применяют с целью облегчения работы. С помощью некоторых химически активных растворов можно добиться легкого удаления мягкой волокнистой части древесины: вещество размягчит или разъест поверхность заготовки, так что останется только соскоблить ненужную часть древесины.
Для работы применяют кислоты, щелочи и различные едкие средства. Чем выше концентрация активных веществ в «химии», тем сильнее она разлагает волокна древесины. Это значит, что металлические щетки для начальной обработки образца могут и не понадобиться – достаточно будет несколько раз нанести и смыть средство с заготовки.
При химическом брашировании в воздух попадают едкие летучие вещества. В целях профилактики химического отравления подобные работы проводят не в помещении, а на улице. После удаления слоя мягких волокон с помощью «химии» дальнейшие декоративные работы выполняют так же, как при механическом способе состаривания древесины.